Письмо 44. Снова про смену контекста
Сталкивались ли вы с тем, что в переписке в чате или при разговоре по телефону, ваш собеседник услышал не то, что вы хотели сказать?
Это проблема, связанная с ограничением каждого канала коммуникации, который мы можем использовать. Самый полный канал коммуникации - это личная встреча. Вы видите собеседника, вы видите окружение, место, слышите те же самые звуки что и ваш собеседник, видите мимику и реакцию собеседника на ваши слова. Вы обладаете таким же контекстом, как и ваш собеседник. Максимальное понимание обеими сторонами.
Когда вы общаетесь с собеседником через онлайн-платформы, то вы уже теряете часть контекста. Вы видите и слышите собеседника, но вы не понимаете условия его нахождения. Он в Кафе? Что он слышат? Он слушает вас или то, что происходит вокруг? Он смотрит на вас или смотрит в телефон, но вы этого не замечаете? Онлайн-платформы сужают контекст общения.
Когда вы общаетесь по телефону, контекст еще больше сужен, в дополнение вы не видите мимику и реакцию собеседника, но все еще слышите и воспринимаете смену интонации в голосе.
И самый ограниченный контекст - это письменная переписка. Вы абсолютно не знаете, что и как воспринял ваш собеседник. Все что у вас есть - это образ собеседника в вашей голове, основанный на опыте взаимодействия с ним. Но вы можете сильно ошибаться. Ваш собеседник может быть зол, счастлив, расстроен и чувствовать себя подавлено. Все это влияет на восприятие информации в моменте.
И это расхождение (ваш образ собеседника и фактическое состояние собеседника) - приводит к тому, что одна сторона не понимает другую. Вы пишите одно, а ваш собеседник читает тоже самое, но воспринимает информацию совсем иначе. Происходит недопонимание. Если это недопонимание не устранить - произойдет конфликт.
Поэтому, важно помнить об ограниченности каждого канала коммуникации и не стесняться переключать контекст. Если вы заметили, что собеседник в чате не понимает вас - предложите созвониться? Вы услышите собеседника, с вашей интонацией вы сможете донести мысль и идею.
Не получилось договориться по телефону, но вам все еще важно эту мысль передать, значит необходимо встретиться лично, чтобы с использованием дополнительных визуальных инструментов - передать вашу идею.
Я постоянно сталкиваюсь с подобными ограничениями каждого канала. Например, я замечаю как моя команда начинает обсуждать один вопрос в чате, появляются десятки сообщений буквально в несколько минут, каждый участник тратит силы и время на то, чтобы доказать свою правоту. Мне, как внешнему наблюдателю становится очевидно - команда говорит об одном и том же и просто не могут услышать друг друга. Я всегда предлагаю созвониться: “Давайте созвонимся на 5 минут и вместе этот вопрос обсудим?”. Как правило, этого более чем достаточно и ситуация не переходит в конфликт между личностями 🙂
Не можете понять собеседника - нет, он не ерунду пишет. Контекст разный. Предложите созвониться. Ваш собеседник не слышит вас в разговоре по телефону? Предложите лично обсудить этот вопрос за чашкой кофе!