Письмо 41. Зачем компании нужен "Портфель проектов"?
Это серия постов про PMO, Портфель проектов и Project Portfolio Manager
Если посмотреть на суть Портфеля проектов (Portfolio), то это разнородный набор проектов и программ, объединенных общей стратегической целью и видением, куда организация должна прийти с реализацией этих проектов.
Можно сказать, что если у компании больше 1 проекта - это уже Портфель.
В Портфель попадают как текущие проекты, так и будущие, которые только планируются.
Зачем их все объединять? Чтобы повысить эффективность используемых ресурсов (людские, материальные, финансовые), через планирование и приоритезацию. Ресурсы всегда ограничены. Их всегда не будет хватать на все, что хочется и нужно реализовать. Как и в проекте, при наполнении проекта нужно уметь принимать решения - что нам важно (и соотносится со стратегией компании) и мы берем это в Портфель, а что нет - и мы от этого отказываемся.
Если нам важно реализовать этот проект - где мы возьмем ресурсы? С какого проекта или программы эти ресурсы будут перекинуты? Или же, нужно будет конвертировать финансовые в трудовые ресурсы для этого проекта и нанять вендора?
Портфель проекта - удобен для управления общими ресурсами.
Плюс, компания тратит часть своей эффективности на то, чтобы собрать информацию и повысить степень уверенности и ощущения контроля у стейкхолдеров.
Портфель - это система управления большим количеством ресурсом и механизм “поднятия” информации снизу - наверх. Это вторая причина, почему Портфель удобен компании.
И, еще раз подчеркну, портфель - есть в любой компании где больше 1 проекта. Необходимо делать все теже самые действия, что при 100 проектов в Портфеле:
- Принять решение - делаем или нет проект (берет в Портфель), инвестируем в него ресурсы
- Распределить имеющиеся ресурсы между 2 или 100 проектами
- Отслеживать финансовые потоки и бюджеты проектов
- Отслеживать, что все проекты, которые мы делаем - они соотносятся с нашей целью (возможно, в случае 2х проектов цель будет максимально быстро заработать деньги и не разориться, а в 100 проектах - закрепиться в стратегической нише и среди высокомаржинальным клиентов)
Принципиально ничего не меняется. Сложность за счет масштаба и информации - увеличивается.