Письмо 37. Как вести конфликт, когда знаешь, что неправ?

Как вести конфликт, когда знаешь, что неправ?

Одна из студенток рассказала про кейс:

Проект вместо 2 месяцев, делается уже 4 и еще не завершен. К ним обратился заказчик с требованием повысить качество продукта, потому что после них постоянно вылезают какие-либо баги. Как быть Менеджеру проектов в этой ситуации, когда он знает, что действительно взялись за проект, заведомо провальный по срокам?

Мне попался пост от PsyVIt на эту тему. Мне кажется, что он отлично описывает алгоритм действий, процитирую его полностью.

Ситуация изначально предполагает высокий уровень развития личной осознанности. Заметить собственную неправоту и принять ее внутри себя - дело непростое, смелое и само по себе дающее опору.

Но что же дальше? Здорово, когда есть время заранее подготовиться к встрече (запланировать, согласовать). Проблемы, какими бы неприятными они ни были, лучше не заметать под ковер.

На что обратить внимание при подготовке:

1) Описать свою точку зрения.
Можно тезисно. Это поможет структурировать мысль и не растеряться непосредственно на встрече.

2) Предположить взгляд вашего оппонента на данную проблему.
Какие моменты вам хотелось бы прояснить?

Порой, мы крайне уверены в том, что знаем, как видит ту или иную ситуацию наш коллега/руководитель/партнер. Однако стоит помнить о том, что мы не умеем читать мысли. Первое правило продуктивной коммуникации: уточнять, сверяться, насколько наши домыслы соответствуют реальности и истинным взглядам собеседника.

3) Переходим к сопоставлению:
С чем вы согласны? Что вызывает у вас отторжение? В чем, как вам кажется, не правы вы, а в чем — ваш коллега?

4) Перечислите причины, по которым вы не можете признать вашу неправоту.
Разделите их на две группы: субъективные (эмоциональные переживания, взаимоотношения) и относительно объективные (рабочие задачи, бизнес-стратегии). Какая группа превалирует?

5) Попробуйте абстрагироваться от личностного контекста.
Представьте, что вы фигурки на шахматном поле с пересекающимися траекториями и целями. Вспоминаем нашу любимую концепцию «Я-Бизнес-Команда».  Это поможет выстроить более продуктивную коммуникацию, не вовлекающую в сложные эмоции. 

6) Вернитесь в позицию « Я — сотрудник/руководитель».
Выпишите те задачи, которые требуется решить, проясните цель, которой вы хотите достичь данным конфликтом. Эта цель закрывает личные интересы или интересы компании/бизнеса?

7) Оцените границы ответственности: не берете ли вы на себя лишнего?
Возможно, стоит обратиться за помощью к другому сотруднику/сторонним специалистам.

8) Оцените субъективные аспекты проблемы.
Влияют ли они на ваше взаимодействие со всей командой/руководителем или с определенным коллегой? Есть ли пересечения с вашей личной жизнью? Определите, что можно вынести в личную терапию, а что требует дополнительного обсуждения с корпоративным психологом/руководителем.

Отдельно укажите те цели и задачи, которые выходят за пределы возможностей, реализуемых компанией.

Зачем так подробно?
Конфликт — чаще всего вершина айсберга. Рассматривая проблему с разных сторон, вы можете обнаружить больше путей её решения. Даже если конфликт решается не в вашу сторону, проанализировав ситуацию, вы сможете понять, как не допустить подобного в будущем.

Не воспринимайте конфликты, как катастрофу. Без них невозможен рост, как внутриличностный, так и корпоративный.

Обсудить в сообществе